+7(812) 388-06-98
+7(812) 911-41-96
Дизайн студия "ЗАЯЦ"
создание имиджа со вкусом
на главную
 

Стили и жанры иллюстрации:

На протяжении всей истории рисунок занимает одну из важнейших ячеек в развитии человечества. И в наши дни, когда оформление какого-либо проекта не может обойтись средствами лишь компьютерной графики или фотографии, мы зовем на помощь иллюстрацию. К иллюстрации мы относимся с особым трепетом. Для нас это не просто рисунок, это частичка того тепла, которое наши художники вкладывают в нее для создания необходимого образа и настроения.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИЛЮСТРАЦИЯ

Концептуальная иллюстрация — это иллюстрация, которую нет необходимости приспосабливать к конкретным фактам, содержащимся в тексте. Она развивает субъективную идею, которая коренится в личностном восприятии художником иллюстрируемой темы. Концептуальная иллюстрация по своей сути является творческим произведением. Она дает представление об общих идеях, а не о частных фактах. Значительная доля ее успеха зависит от оригинальности стиля художника. Концептуальный образ должен быть легко узнаваем, но в то же время он не должен чрезмерно влиять на читателя, уводя его в сторону излишне личностной интерпретацией и навязывая ему свою точку зрения. Концептуальная иллюстрация создает контекст для прочтения произведения, рождает определенные ожидания у читателя по поводу сюжетной темы, формирует синтетический образ иллюстрируемого произведения.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Большинство концептуальных иллюстраций в принципе можно рассматривать как повествовательные. Однако существуют жанры, цель которых состоит в отображении последовательности событий в форме сценария. К этим жанрам, в частности, относятся карикатуры, комиксы, мультипликация и т. п. Известно множество произведений, иллюстрации к которым приобрели такую популярность, что стало трудно представить себе эти произведения без иллюстраций к ними. Классические повествования всегда представляют соблазн для издателей. Причина такого искушения состоит в весьма широком выборе возможностей проиллюстрировать их. Впрочем, это богатство таит в себе определенный риск: ведь читатель всегда склонен по-своему представлять себе облик героев повествования. Следует также не упускать из вида детали описания. При этом требуется воссоздать исторический облик прошлых времен, для чего нужны исследования и соответствующая реконструкция. С точки зрения трудоемкости для иллюстратора предпочтительнее оформление произведений на современные темы.

КОМИКСЫ

Комиксы — самостоятельный жанр иллюстрации. Художник должен уметь сценарий комикса выразить способом, во многом схож с методами кинематографии. Он должен создавать ясные образы действующих лиц. Художник здесь не просто иллюстрирует книгу, а фактически полностью создает ее. Мультипликация является еще более специализированной областью. В ней очень много технической работы и она отнимает колоссальное количество времени. Производится в основном специализированными компаниями, а не отдельными профессионалами.

ДЕКОРАТИВНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Декоративная иллюстрация сопровождает текст, служа для украшения страницы. Эти иллюстрации располагаются, как правило, на полях (как абстрактные формы, цветовые блоки, декоративные объекты или детали, которые упоминаются в тексте). Орнаментальная иллюстрация — старейший вид иллюстрации. Она связана с общей композицией издания и служит в качестве технического, дидактического или документального дополнения к нему. Декоративная иллюстрация призвана также подчеркивать содержание текста и усиливать его восприятие, включая в себя особенно привлекательные детали содержания.

ИЛЛЮСТРАЦИИ В ЧЕРНО-БЕЛЫХ ТОНАХ

Художник, работающий над черно-белой иллюстрацией, должен всегда иметь в виду ее ограниченные возможности, поскольку чрезмерная деталировка изображения может привести к низкокачественному воспроизведению. Художник обязан считаться с содержанием текста, и соответственно, приспособить к нему свой стиль с тем, чтобы иллюстрация получилась интересной.

ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Юмористическая иллюстрация тесно связана с личными качествами художника — остротой ума и чувством юмора, передаваемыми посредством индивидуального художественного стиля. Часто средством выражения остроумия художника служит карикатура. Это вид иллюстрации, где техническая сторона полностью подчинена способности художника создавать шутливые изображения. Художники, успешно работающие в этом жанре, являются едва ли не главными сотрудниками газетных редакций. Их работа не только дает дополнительный стимул читателям оставаться верными избранной ими газете, но и придает изданию настоящую торговую марку.

ДЕТСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Диапазон детских книг весьма широк: от самых простых, предназначенных для совсем маленьких детей, до повестей с запутанной интригой, которые могут вызывать интерес даже у взрослого читателя. Существует также учебная детская литература, для иллюстрирования которой зачастую требуется та же подробность и точность в деталях, что и для самой строгой технической публикации.

Детская иллюстрация охватывает обширный спектр тематики. Ключевым здесь является умение правильно сориентироваться на возраст читателя. Иллюстрации для детей должны предлагать четкую и легко понимаемую интерпретацию темы. Они также должны выполняться в соответствии с жанром иллюстрируемой работы (повествовательный, учебный и т. п.), вызывать у детей интерес, но не выглядеть так, будто в них делается снисхождение к малышам. Необходимо найти способы привлечения внимания читателя. Детские иллюстрации должны быть привлекательны и для взрослых, которые смотрят детские книги и реально принимают решение об их покупке. Художники-иллюстраторы детской литературы, как правило, обладают достаточно гибким стилем, который позволяет удовлетворить все потребности данного жанра.

ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ОБЛОЖЕК

Этот жанр предъявляет наиболее строгие требования к художнику, независимо от того, в каком качестве выполняет он эту работу — как мастер, имеющий полную свободу самовыражения, или как исполнитель, обязанный неукоснительно придерживаться рамок, заданных издателем. Обложка должна гармонировать с макетом книги. Нередко иллюстрации занимают всю обложку и определяют композицию издания в целом. Для иллюстрирования обложек могут потребоваться вставки из текста или присутствие типографских элементов. Сложность иллюстрации обычно определяется размером обложки и ее типом (для обычных книг, покетбуков, любовных романов, детских книг или высокохудожественных альбомов по искусству и архитектуре).

ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАКАТОВ

Процесс создания плакатов схож с оформлением книжных обложек. Для плаката, однако, требуется значительно больше зрелищное и яркости, поскольку ему приходится вступать в соревнование с другими зрительно привлекательными объектами. В наше время крайне редко встречаются плакаты, создаваемые на основе традиционных техник, так как методы фотосъемки и компьютерных технологий вытеснили работу художников.

ИЛЛЮСТРАЦИИ В РЕКЛАМЕ

Рекламные иллюстрации призваны пропагандировать торговую марку или продукт, придавать им зрительно узнаваемую форму, информировать о поступлении товара в продажу или о каком-либо событии в общественной и культурной жизни. Зачастую отличие этого типа иллюстрации от других сводится к простому вопросу о формате изготовления. Нередко издатели просто увеличивают композицию книжных обложек для использования их в качестве плакатов. Главным в рекламной иллюстрации является ее действенный визуальный эффект.

ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ МОДЫ

Фотография не вытеснила художественное иллюстрирование стилей и направлений моды. Иллюстрации для журналов мод, являются чрезвычайно стилизованными. Поэтому заказы на их выполнение обычно дают специалистам, которые знают, как изобразить качество и фактуру тканей, как эти ткани образуют складки и как эффектнее отобразить это в иллюстрации. Художник, иллюстрирующий моду, обычно применяет технику быстрых набросков. К наиболее употребляемым методам в этом жанре относится рисование мягких контуров тушью, карандашами, акварельными красками или фломастерами (часто используемыми в комбинации).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УПАКОВОК

Иллюстрации для тары и упаковок потребительских товаров служат для создания универсального образа торговой марки. С небольшими вариациями этот образ применяется для разного рода оберток, этикеток и вспомогательных принадлежностей. В этом жанре отсутствует какой-либо свой особый стиль. Компании обычно дают заказы тем художникам, которые по манере исполнения подходят образу их торговой марки. А в случае, когда такой торговой марки нет, компании разрабатывают ее совместно с дизайнерами и художниками-иллюстраторами.

«Все о технике: иллюстрация», Арт-Родник, русское издание 2002 г.

в начало

Наши
фотостудия Катерины Мильковой
www.eldogs.spb.ru – элитные @@@
купить пилон для танцев дома

Друзья
www.arial.spb.ru – принт-бюро

И партнеры
www.mfin.ru – оперативная типография